Отчет по проекту
Парклет для улучшения городского пространства
Мария Смирнова поделилась всеми сложностями, с которыми ей пришлось столкнуться при создании парклета. Передаём слово автору.
Мария Смирнова
Автор проекта
Эта история для тех, кто хочет сделать парклет или другую уличную мебель, но не знает с чего начать.
1. Не продолжайте чью-то идею, особенно, если эта идея находится уже на каком-то этапе реализации.
Если есть возможность идею переделать — сделайте это!
Идея сделать парклет по адресу Польская, 12 принадлежит не мне. Весной 2017 года на сайте платформы «Мой город» я увидела информацию о сборе средств на парклет. Автором проекта был Павел Панфилов. Проект стоял, средства собирались медленно.

Чуть позже на фейсбуке появилась информация о том, что «Мой город» ищет проектного менеджера для завершения этого проекта. Если не появится новый менеджер, то собранные средства будут направлены на другой проект. Это такая политика платформы «Мой город».

Тогда я выступила против реализации проекта. Аргументировала это тем, что место для проекта не подходящее. Польская,12 — не самое туристическое место. Парклет лучше ставить где-то в местах скопления людей, возможно, на выходах из школ, в качестве зоны ожидании. Да и на сайте тогда висела картинка Ивано-Франковского парклета.
Я продолжила писать в комментариях, что проще найти какого-то одного представителя бизнеса, который профинансирует строительство такой конструкции. Со мной связался менеджер платформы «Мой город».

После длительной беседы я согласилась продолжить проект.

Я решила попробовать свои силы, так как нет ничего лучше для архитектора, чем реально реализованный проект.
2. Никогда не беритесь за проект без команды и поддержки. Это очень важно! На этом этапе вы должны понимать: кто подготовит документацию на согласование, кто сделает чертежи, кто сделает внешний вид, кто воплотит вашу идею.
И вот я уже автор проекта. В тот момент я не понимала, что мне нужно делать. Как собрать эти 12 000 гривен. Какие документы нужны. Какие исследования нужно проводить, чтоб поменять место парклета и можно ли его вообще менять.

Пообщавшись с Павлом Панфиловым, выяснила причину, почему парклет стоит установить именно в этом месте.

В течении рабочих дней, с утра до вечера, это место забито машинами. Не удивительно — тут располагаются два крупных бизнес-центра. Машины часто паркуют очень близко к ограждению под фасадом здания и у людей, как правило, нет возможности спокойно пройти, не зацепив машину.
Это и была основная причина установки парклета. Немного походив по этому району я определила, что место является «проходным» и находится на «туристической оси» города. По Бунина и Греческой люди спускаются к Канатной, чтоб попасть в парк им. Т. Г. Шевченко.

Посетив место установки конструкции в выходной день, я увидела, что улица совершенно пустая. Тротуар широкий и машины никому не мешают. Поэтому парклет может еще стать и украшением для скучной и монотонной улицы.
Этот парклет — эксперимент для города, вызов социальному поведению человека. А будут ли люди им пользоваться? Что с ним произойдет после его реализации? Сможет ли он «задержать» пешеходов в этом месте. Этот парклет — своеобразный «Architectural Oxymoron*». Казалось бы, как в этом месте могут сидеть люди, если там парковка? Как в этом месте могут отдыхать люди, если там шум и выхлопные газы? А может этот парклет привлечь и заинтересовать людей? Захотят ли увидеть его жители другого города?

*Oxymoron (оксюморон) — это фигура речи, которая объединяет два, казалось бы, противоречивых термина и объединяет их в кажущемся парадоксе.
3. Вам нужно добиться, чтоб о вашем проекте узнали!
Первым моим «направляющим» в мире менеджмента стала Татьяна Демахина, ассистент руководителя платформы. Мы начали с того, что нужно сделать качественный эскиз будущего парклета. С этим мне помогла архитектор Екатерина Гагина. Екатерина предложила 5 вариантов внешнего вида будущей конструкции. Выбор оказался сложным. Поэтому мы решили устроить голосование.

Предпочтение было у двух вариантов.
Скрестив их, получился проект, который появился на титульной страничке.
Затем к команде присоединилась Елизавета Конакова, новый менеджер проектов. Лиза стала мне активно помогать с продвижением проекта через социальные сети. По сути, лето 2017 года прошло у меня в закидывании людей постами о важности общественных пространств, о необходимости создания таких мест, о том, что такие проекты могут быть реализованы и собственными руками.

В помощь для реализации и продвижения проекта я пригласила организацию Фонд развития города Одессы, которую возглавляет Юлия Пархоменко.
4. Заранее рассчитывайте бюджет реализации проекта.
Моей ошибкой было незнание, во сколько обойдется реализация проекта.
В идеале, тут должно быть обязательное соблюдения пункта 5.
5. Согласуйте проект с общественностью, особенно если он касается видоизменения среды.
С появлением изображений в сети, люди стали высказывать сомнения относительно проекта. Самый частый комментарий, что парклету тут не место. Убедить людей у меня не получалось.

Пообщавшись еще раз с первоначальным автором проекта, я выяснила, что на этом месте уже был парклет из паллетов. Он был установлен самовольно и Павел заплатил штраф городу за незаконную установку. Позже Павел получил устное разрешение от департамента муниципальной безопасности, о том, что он может все же установить парклет, если будут чертежи, а сама конструкция будет сооружена из качественных материалов. Так проект появился на платформе «Мой город».

Именно факт, что под это место получено «почти» разрешение на установку парклета и убедил меня в том, что лучше продолжать работу с этим местом. Вдруг в другом месте не получится установить парклет. Так как в городе идет «скрытая» война за каждое парковочное место.
После утверждения окончательного вида конструкции необходимо перепроверить бюджет. А именно, как эти 12 000 гривен покрывают затраты на материалы.

Опять же, в идеальном варианте, мне надо было это сделать в самом начале. Но из-за отсутствия опыта и занятости на работе, этот момент был упущен. Была возможность поднять сумму проекта, подстраховаться. Но я не верила, что сумма когда-нибудь соберется.
6. Если, дойдя до этого пункта, вы еще не собрали команду у вас остается последний шанс это сделать. Чем дальше раскручивается реализация проекта, тем меньше у вас возможности все остановить.
И вот, 70% средств уже собрано. Еще чуть-чуть и проект будет реализован.

Я начинаю бегать по знакомым профессионалам архитекторам и конструкторам в поисках ответов:

  • что это должны быть за материалы;
  • где закупать материалы;
  • как их доставить;
  • кто это будет делать.
7. Если вы не разбираетесь в строительных материалах, лучше наймите эксперта. Если у вас в проекте нет строительных материалов, радуйтесь и листайте дальше. Этот пункт не для вас.
Архитектор-незнайка? Нет, просто курс материаловедения в строительной академии был про бетон и легирование стали.

Изначально проект предусматривал наличие оцинкованного листа, в качестве облицовки боковых панелей. Но он не рекомендуется для использования на улице. Дальше выбор был остановлен на отполированном алюминиевом листе. Этот тип материала капризный. Легко гнется. Потом мне предложили композитную панель, но она очень дорогая (та самая панель, из которой делаются киоски, так что, когда киоски будут массово разбираться, их можно использовать в парклеты). Все остальное будет облицовываться деревом. Основание из металла.

На этом этапе отказались от пандуса. Почему, спросите? Потому что возник вопрос: а как его крепить?

Согласно нормативам, оптимальный уклон пандуса 1:12. То есть на нашу предполагаемую ступеньку в 5 см, длина пандуса должны была бы быть 60 см. Согласно расчетам парклет должен был сесть так, что пешеходам остается 2 м до ограждения. И поэтому 60 см выступающего элемента были как раз на пути у людей и об этот пандус люди стали бы спотыкаться.

Это окончательный вариант парклета, который стал отличаться от первоначального вида из-за того, что нам так и не удалось полностью вписаться в бюджет. Поэтому пришлось сокращать проект.
  • На пол было использовано 11 сосновых досок длиной 4 м, размерами 130 мм*35 мм.
  • На фасадные панели было использовано 17 сосновых досок длиной по 4,5 м, размерам 130 мм*20 мм.
  • На боковые панели было использовано 6 досок по 4,5 м, размерами 100 мм*20 мм.
  • На сидушки ушло 18 скамеечных брусков 40 мм*40 мм по 2 м длиной.
  • Каркас из бруса 50 мм*50 мм.
  • 18 м металлической профильной трубы 60 мм*40 мм на основание.
  • 18 м металлической профильной трубы 40 мм*20 мм на ножки скамейки.
  • Более 500 разных видов саморезов.
8. Если вы все же имеете дело со строительными материалами, обязательно съездите на рынок и посмотрите материалы вживую.
Пункт 7 и 8 правильно было бы выполнить еще в самом начале проекта. Я этого не сделала. А должно было быть так:

  1. Сделать эскиз парклета.
  2. Поехать на рынок и ознакомиться с ценовой политикой на материалы.
  3. Доработать проект с учетом точных размеров материалов, так как вы должны четко понимать, какой материал у вас на что идет.
  4. Составить смету проекта.
  5. Собирать средства.
Я не придерживалась этого правила и поэтому переделывала проект и смету 4 раза.
9. Получение необходимой документации.
Пока собирались деньги на парклет, готовилась официальная разрешительная документация на установку нашего проекта. С получением разрешения на установку помог Фонд развития города Одессы.

После получения разрешения возник важный вопрос: кто воплотит этот парклет?
10. Ваш проект находится на стадии реализации.
Каким-то чудом я познакомилась с Сергеем Вуком, художником-оформителем и мастером на все руки!
Мастерская Сергея находится на 3 этаже бывшего завода «Мясокомбинат». Сейчас этот этаж называется «Худкомбинат».
Две недели я и Екатерина Гагина покрывали доски и брусья специальными материалами, которые не дадут появится грибку и плесени на доске. Затем мы покрывали доски тонирующим средством и водоотталкивающим лаком.

Параллельно с нами Сергей распиливал доски на нужные размеры и занимался сваркой всех необходимых элементов из металла.
Каждый элемент парклета сделан с любовью и собственными руками. Получился своеобразный hand made. Сергей мастерски справился с поставленной задачей. Иногда ему даже приходилось немного видоизменять конструктивные элементы, потому что некоторые моменты были нерациональны.
Когда конструкция была собрана, возник вопрос, как перенести её на первый этаж. Пришлось парклет снова разобрать на части.

В интернете я несколько раз просила помочь перенести конструкцию. Но откликнулся только один человек, тоже архитектор, Щербин Андрей. Пришлось обращаться за помощью к местным ребятам, которые согласились помочь. 8 человек перенесли на руках конструкцию весом более 300 кг.
Финишная прямая.
День установки парклета оказался самым тяжелым днем из всех дней.

Возникали проблема за проблемой.

Машина с краном-манипулятором опоздала на час. Когда машина прибыла на место, нужно было придумать, как конструкцию правильно разместить в кузове, чтоб она поместилась.

С утра мне стали звонить о том, что место запарковано. Полицейские, которых мы предупреждали за день до установки, перепутали время и перекрыли место только до 9 утра, а потом уехали.

В итоге, когда привезли парклет на Польскую улицу, пришлось еще час ждать, чтоб вызвать хозяев машин и попросить убрать их.

Монтаж конструкции начался в 16.00 и закончился в 18.00. Работать Сергею приходилось в холодный вечер. Для подсветки использовали вспышку телефона.
Ножки к парклету приваривались на месте, а затем прибивались к асфальту. Все новые швы мы покрыли эмалью, чтобы не заржавели.
Для того, чтобы озеленить парклет мы решили обратится за помощью в «Ваш Сад». Теперь в клумбе парклета растет туя. Весной мы заполним горшки землей и посадим траву. Надеюсь, туя выдержит городские морозы.
Реализация этого проекта далась мне достаточно трудно, так как это мой первый крупный проект. Без поддержки ранее перечисленных людей, мне бы не удалось закончить проект. А если бы и удалось, то точно спустя несколько лет.

С уверенностью могу сказать, что городу нужны такие конструкции. Но для их реализации нужна команда, которая будет работать над проектом постоянно.

Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.

Для комментирования необходимо авторизоваться.