Урбанистика

Пешеходная Одесса: деревья вместо припаркованных машин

Одесситы разрабатывают алгоритм, который позволит освободить город от засилья машин ради пешеходного пространства.
Неделю назад одесситы провели необычный эксперимент – на два дня освободили от машин и сделали пешеходной улицу в центре Одессы в рамках акции "Оккупай Жукова". Однако как только акция закончилась, улица вновь заполнилась припаркованными машинами.
На два дня улица Вице-адмирала Жукова превратилась в пешеходное общественное пространство. Пилотный проект "Оккупай Жукова" инициировали Urban Inst и Зеленый театр при поддержке Impact Hub Odessa, чтобы развивать идею общественных пространств и пешеходных улиц в Одессе.
Фото: Зеленый театр
Благодаря активистам на месте уже привычно припаркованных автомобилей на улице появилась модульная мебель, деревья в горшках и зеленый газон. Эксперимент проводился с согласия местных жителей и владельцев торговых точек, а также при поддержке полиции. Все выходные тут отдыхали горожане и гости города. Многие впервые неспешно прошли по улице и обратили внимание на архитектуру вокруг.
Однако как только акция закончилась, улицу вновь заполнили автомобили. Инициатор инициативы Константин Емельянов рассказал, будет ли продолжение у акции и могут ли в Одессе появиться новые пешеходные улицы на более длительное время.
– Почему решили организовать такую акцию?
– Акцию организовали в контексте решения городских транспортных проблем. Мы давно запланировали написание пешеходной стратегии города, но, когда начали ее разрабатывать, поняли, что наши попытки ее реализации могут разбиться о реальность. Мы решили для начала провести эксперимент с одной небольшой улицей, чтобы понять, как все работает. Прежде, чем проводить эту акцию, мы провели исследования – подсчитали трафик, вели социологию, видеосъемку "до" и "после" мероприятия, чтобы понимать, где обычно проходят пешеходы, где останавливаются, где необходимо больше пространства. Сейчас мы подсчитываем результаты.
Мы решили начать с проверки своих сил на одной маленькой улице, чтобы создать алгоритм трансформации улицы. На каждой улице пересечены множество интересов, многие наши улицы эксплуатируются нерационально и хищнически, при этом горожане ежедневно активно используют уличные пространства. Мы хотим повысить ценность улицы для жителей, расширив их зону комфорта и ответственности за пределы входной двери.
"Улицы – это одни из самых благоприятных зон для общения и социальных контактов, отдыха", – Константин Емельянов.
– Почему выбрали именно эту улицу?
– В Одессе есть ряд улиц с проблемами из-за парковок, хищнического захвата тротуаров, застроек. Но именно на этой улице также есть масса участников –местные жители, которые создали ОСМД или нет, тут есть здания культуры – Болгарский культурный центр и Русский театр, а также тут есть пассивная и активная коммерция, которая хищнически захватывает территорию. Нам важно было посмотреть на самом мероприятии, как они будут себя вести – будет ли у них желание захватывать улицу, даже если она будет пешеходной.
– Сложно организовать подобную акцию?
– Мы начали подготовку заранее – на все разрешения у мэрии мы потратили около трех месяцев только из-за бюрократических процедур. При этом в муниципалитете все с позитивом восприняли нашу идею, ведь разговоры о том, чтобы перекрывать центр города на выходные, уже давно ведутся, но никто не знает, как это сделать, чтобы удовлетворить и владельцев машин, и местных жителей, и бизнес.
Фото: Архитектура Одессы, Зеленый театр
Мы серьезно подготовились к акции – в нашей резолюции был указан ряд обязательных пунктов, благодаря которым местные жители пошли нам навстречу. Один из них – обеспечить жителей парковкой на ночь на соседней улице либо в пределах одного квартала. Также представители коммерции могли договориться с поставщиками, чтобы грузовой транспорт подвозил товар с 23:00 до 8:00. В противном случае машинам приходилось оставаться в конце улицы и с помощью тележек перевозить груз до магазинов – это исключает загрязнение выхлопными газами и шумом.
– Как к такой инициативе отнеслись местные жители?
– Надо понимать, что для жителей такая акция – большая травма, потому что к ним приходят с инициативой абсолютно незнакомые люди. Их надо убедить и заслужить доверие. У нас были совместные встречи, мы делали презентации. Некоторые жильцы выбрали выжидательную позицию, кто-то критичную, а кто-то отнесся к идее позитивно. Нельзя сказать однозначно, но в большинстве своем результат всем понравился. Люди обычно опасаются понятных проблем. Например, с парковками, а также боятся, что их сравнительно тихая улица превратится в пешеходное пространство с клоунами и турниками, как на соседней Дерибасовской.
Фото: Зеленый театр
– Есть какие-то результаты акции уже сейчас?
– В первый день через улицу прошли порядка 6 500 человек, в то время как обычно свободное пространство для прогулок занимают 35 автомобилей. Кстати, во время акции у одного автомобиля, который стоял на улице практически год, вдруг нашелся хозяин, после того как он стал арт-инсталляцией. Полицейские смогли за час выпроводить 9 автомобилей, проигнорировавших объявления, которые мы заблаговременно прикрепили под дворники. Кроме того, прибыль практически всей коммерции увеличилась на треть и это только за один день. Многие горожане просили продлить эксперимент еще на неделю и с волнением спрашивали: "а что же дальше"?
– Какими будут дальнейшие действия?
– Сейчас у нас много работы. После проведения круглого стола, на котором объявим результаты эксперимента, хотим провести международный конкурс, чтобы привлечь дизайнеров и архитекторов, которые разработают новую концепцию улицы.
"В Одессе специалисты обычно уходят в строительство жилищного фонда и дизайн квартир, но при этом нет запроса на средовой дизайн", – Константин Емельянов.
Средовой дизайн крайне важен для человека, потому что люди проводят много времени на улице, и это колоссально важная зона для социального взаимодействия.
Фото: Зеленый театр
В начале месяца протестируем, как будет работать подготовленный алгоритм. Если будет работать хорошо, тогда можно будет говорить о перекрытии улицы. Местным жителям предстоит написать петицию и собрать подписи в поддержку решения сделать улицу пешеходной. Затем мы будем добиваться выделения средств из городского бюджета на ее реконструкцию.
Фото: Зеленый театр
– Сколько времени займет реализация такого масштабного проекта?
– Планируем закрыть все вопросы, кроме конкурса, который займет больше времени, в течении месяца. Также надо понимать, реконструкция – долгий процесс из-за выделения бюджетных денег. Их надо или закладывать в бюджет на будущий год, или выделять уже из действующего, если такая возможность есть. Все завит и от необходимой суммы. Например, можно сделать скромно и со вкусом или поделить масштабный проект на части, чтобы реализовывать все постепенно.
Фото: Зеленый театр
– В чем сложность реализации такого проекта?
– Я не вижу ни одного департамента в городе, который готов взять готовый алгоритм и воплотить его в жизнь, чтобы создать пешеходные улицы. Пока мы делаем алгоритм больше для себя самих, но потом его можно будет передать управленцам.
– Как повторить такой опыт одесситам?
– Вся суть нашего исследования – вывести определенный алгоритм, с которым можно будет работать. Мы попытаемся максимально доступным языком все объяснить.
Но, если жители хотят сделать свою улицу пешеходной, они могут собрать свои подписи и написать петицию, чтобы потом подать ее в муниципалитет. При этом они должны решить проблему с предоставлением парковочных мест самостоятельно или обратившись за помощью к коммунальщикам.
– Благодаря кому состоялась акция?
– Проект состоялся благодаря содействию Юлии Пархоменко – Фонду развития города и Александру Илько – директору департамента транспорта. Безумно благодарен нашим волонтерам, социологам, которые поверили в рисковую задумку, Impact Hub – за финансирование будущего, и Зеленому театру за веру в проект и непосильную помощь, Гешефту, который откликнулся самым первым. Замечательным архитекторам Жанне Киселевой и Дмитрию Сиваку – они помогали разрабатывать концепции пешеходной улицы, которые мы развесили на стендах – нам было важно, чтобы люди понимали, каким может быть результат.
Константин Емельянов – урбанист, инициатор проекта "Оккупай Жукова".
Больше об акции можно прочесть на странице мероприятия в соцсети.

Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.

Для комментирования необходимо авторизоваться.