Кейс
Музей современного африканского искусства на месте старого элеваторного зернохранилища в Кейптауне
На карте мира появилась еще одна точка для ценителей современного искусства и необычной архитектуры – музей Zeitz MOCAA в Кейптауне, ЮАР.
Музей собирает, исследует и выставляет современное африканское искусство XXI века. Девять этажей и более ста галерей занимают постоянные экспозиции и временные выставки. Некоторые экспозиции разместят в подземных туннелях и на крыше.

Здание, в котором разместился музей, не менее интересно, чем его содержание — это бывший зерновой элеватор, или зернохранилище. Здание было признано историческим памятником: это 42 башни, 33 метра в высоту и 5,5 метров в диаметре. Несколько лет велись дебаты о его возможном новом использовании. Решено было сделать музей современного африканского искусства, создавала новое пространство дизайнерская студия Heatherwick Studio. Теперь это самый большой музей африканского искусства в мире, и он уже объявлен «африканским ответом британской галерее Tate Modern». В составе музея есть центр фотографии, перформативных искусств и программа обучения кураторству.
Миссия
Долгое время нарратив Африки определяли люди из других стран. Этот музей — наша попытка изменить ситуацию,
— говорит исполнительный директор и куратор Zeitz MOCAA Марк Коетзи.
Основа музея — работы художников из Африки или же африканского происхождения. Помимо живописи, здесь представлено видео, костюмы, перформативное и цифровое искусство.
Здание

Проектом музея Йохен Цайц занимался вместе с компанией Victoria & Alfred Waterfront (V&A Waterfront), которая превратила бывший порт Кейптауна в зону коммерческой застройки. Здесь же находился элеватор — его приспособлением под музей руководил британский архитектор Томас Хезервик. Архитектурная доминанта проекта — 27-метровой высоты атриум, вырезанный в форме зерен из бывших хранилищ цилиндрической формы. Их верхние части остеклены, и на крыше разбит сад скульптур. Вокруг этого объема расположено 80 классических залов. Девятиэтажное здание принадлежит V&A Waterfront, которое заплатило около $39 млн за его перестройку; Zeitz MOCAA оно передано в аренду на 99 лет.
Коллекция

Йохен Цайц предоставил музею право пользоваться своей коллекцией африканского искусства, которую он собирал в течение всей жизни. «Я надеюсь, что моим детям будет интересно продолжить сотрудничество с музеем, но было бы нечестно подталкивать их к этому», — говорит он.

Параллельно Zeitz MOCAA собирает свою собственную коллекцию, приобретая и принимая в дар произведения искусства. Два этажа заняли экспонаты из обеих коллекций, включая работы художников из Ганы — обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале за вклад в искусство Эль Анацуи и Джеремии Куарши, а также южноафриканцев Уильяма Кентриджа, Николаса Хлобо и Занеле Мухоли, уроженца Конго Шери Самбы, британцев Криса Офили и Айзека Джулиена, а также американцев Гленна Лигона, Кьянде Уайли и Хэнка Уиллиса Томаса.
Выставки

Первые выставки в новом музее посвящены трем африканским художникам. Ангольский фотограф Эдсон Шагас получил «Золотого льва» за лучший национальный павильон на Венецианской биеннале в 2013 году, где представил постеры с видами столицы Анголы Луанды. Коэтзи приобрел проект целиком, и сейчас он выставлен на цокольном этаже (до 13 января). На третьем этаже показывают плакаты и фотографии вождей африканских племен зимбабвийского художника Кудзанаи Чиураи (до 31 марта). На четвертом этаже проходит выставка изображающих женское тело скульптур из коровьих шкур Нандифы Мнтамбо, родившейся в Свазиленде и живущей в Южной Африке (до 27 января, 2017).
Финансирование

В число главных спонсоров музея входят Bloomberg и концерн BMW, который будет оплачивать установку и показ инсталляций в ближайшие три года, а также крупнейший банк Африки Standard Bank — он компенсирует бесплатный вход в музей утром по средам и по южноафриканским государственным праздникам. Среди других патронов музея — южноафриканский психолог и художница Венди Фишер, она же президент совета директоров нью-йоркского Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Фишер выделила средства на оплату работы 13 кураторов-интернов.

Музей получает доход от продажи билетов (полная стоимость — $14), а также от книжного магазина, магазина сувениров, кафе и ресторана. Глава V&A Waterfront Дэвид Грин оптимистично оценивает количество посетителей нового музея. Прибрежные рестораны, магазины и достопримечательности привлекают около 24 млн человек в год, и он надеется, что более 1 млн заглянут и в музей (из них лишь половина заплатит за билет; те, кому еще нет 18 лет, проходят бесплатно).

Кроме того, музей собирает деньги в фонд целевого капитала ($46 млн), который покроет 75% текущих расходов; своей цели он намерен достичь за пять лет. Доход от роскошного отеля на верхних этажах здания идет прямиком в V&A Waterfront.
Управление

Попечительский совет музея собирается четыре раза в год; в него входят, помимо прочих, британский художник Айзек Джулиен, живущая в США кенийская художница Вангечи Муту и судья в отставке, активист движения против апартеида Алби Сакс. Сопредседателями совета стали Йохен Цайц и Дэвид Грин из V&A Waterfront.

Вопрос управления играет ключевую роль еще и потому, что директор музея Марк Коэтзи не только принимает участие в приобретении экспонатов для постоянной коллекции музея (все закупки и дары рассматриваются специальной комиссией), но и отвечает за личную коллекцию Цайца. Критики указывают на потенциальный конфликт интересов из-за двойной роли Коэтзи и задаются вопросом, будет ли оказываться давление на кураторов, чтобы они выставляли работы, принадлежащие немецкому коллекционеру.

Сам Коэтзи настроен прагматично. «Южноафриканские музеи, которые спонсирует государство, еле сводят концы с концами. У них нет денег не то что на закупки — на текущие расходы. Они не могут выполнить свою главную роль, которая заключается в сохранении предметов искусства для будущих поколений», — говорит он, отмечая, что, например, в этом году временно закрылась из-за отсутствия средств на ремонт Художественная галерея Йоханнесбурга. «Нам пришлось найти новую модель, чтобы получить возможность открыть музей на этом континенте», — объясняет Коэтзи. Коллекция Цайца — это «чрезвычайно ценный фонд», который кураторы музея не обязаны выставлять. Этот пункт отдельно прописан в контракте, подписанном Цайцем и V&A Waterfront.
Источники: theartnewspaper и 34travel

Дискуссия еще не началась.
Вы можете оставить первый комментарий.

Для комментирования необходимо авторизоваться.